|
|
"Д-3" (до 15.09.1934{1} – "Красногвардеец") |
Серия |
|
|
Дата закладки |
Завод № 189, г. Ленинград заводской № 179 |
|
Дата спуска на воду |
||
Дата подписания приемного акта |
||
Командиры |
|
|
Принадлежность |
22.06.1941 – 28.10.1941 {6} |
1-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ |
Боевой результат |
8 боевых походов{7} в Великой Отечественной войне (133 суток). {7} Выполнила 12 торпедных атак (30 торпед). {8} Подтвержденных
побед нет. {9} Предположительно 12.08.1941 огнем 45-мм орудия сбила самолет Bf110C. {10} |
|
Судьба |
В 06.1942 пропала без вести в 8-м боевом
походе (53 члена экипажа погибло). |
05.03.1927
заложена на заводе № 189 в г. Ленинград (заводской
№ 179) под наименованием "Красногвардеец".
12.07.1929
01.10.1931 подписан приемный акт.{3}
14.11.1931
20.11.1931 по приказу Реввоенсовета вступила в строй.
26.07.1933 вышла по Беломорско-Балтийскому каналу из Ленинграда в Мурманск в составе ЭОН-2.
21.09.1933 вошла в состав Северной военной флотилии.
15.09.1934
получила новое литерно-цифровое обозначение "Д-3".{1}
11.05.1937 вошла в состав Северного флота.
19.11.1937 командиром подводной лодки назначен Виктор Николаевич Котельников.
Экспедиция по оказанию помощи
дрейфующей полярной станции "Северный полюс" (13 суток):
Вечером 05.02.1938 вышла из Полярного в Кольский залив для определения магнитной девиации. На борту лодки находились командир бригады подводных лодок СФ капитан 1 ранга К.Н. Грибоедов, дивизионный штурман 2-го дивизиона подводных лодок бригады подводных лодок СФ лейтенант Ф.В. Константинов, флагманский механик бригады подводных лодок СФ военинженер 3 ранга В.И. Рыбаков и группа лучших радистов Северного флота.
Утром 06.02.1938 вышла из Кольского залива к острову Ян-Майен. Лодке поручалось обеспечение радиосвязи между главной базой флота и ледокольными судами, которые должны были снять с льдины полярников.
12.02.1938 около полудня, следуя в Гренландское море, пересекла нулевой меридиан и стала первой советской подводной лодкой, вышедшей в Западное полушарие. Поход проходил в тяжелейших условиях полярной ночи и шторма, достигавшего 10 баллов.
13.02.1938 в 12.55 достигла острова Ян-Майен. В этот же день впервые в истории подводного плавания в течение 30 минут прошла под арктическим льдом путь около 5 кабельтовых на глубине 50 метров. Командир лодки записал в походном дневнике: "Все механизмы работают отлично". Субмарина продолжила движение по Датскому проливу к берегам Гренландии. До полярной станции оставалось менее 100 миль, когда через радиостанцию гидрографического судна "Мурман" поступил приказ командующего Северным флотом о возвращении в базу.
В ночь на 14.02.1938 начала возвращение в базу.
15.02.1938 в 12.20 радировала о выходе из строя гирокомпаса. В условиях 9-балльного шторма крен лодки доходил до 60°, что вызвало выплескивание из аккумуляторных батарей электролита.
В последующие дни штормовые волны оторвали дверь ограждения рубки, повредили трап и унесли в море шлюпку-тузик.
18.02.1938 в 19.28 возвратилась в Полярное, пройдя за поход 2410 миль.
С 10.1938 по 04.1940 прошла капитальный ремонт и модернизацию на заводе № 189 в г. Ленинград. Были изменены обводы легкого корпуса, конструкция ограждения рубки, заменено орудие главного калибра, установлены новые средства связи.
После окончания ремонта перешла по Беломорско-Балтийскому каналу на Север, где приступила к отработке задач из "Курса подготовки подводных лодок". С 01.01.1941 до 22.06.1941 лодка провела в плавании 33 дня. Все это время корабль не имел серьезного технического обслуживания, поскольку все более-менее значительные работы откладывалось до гарантийного ремонта, который планировался на лето 1941 года.
30.04.1941 командиром подводной лодки
назначен капитан-лейтенант Филипп
Васильевич Константинов.{4}
19.06.1941 в 00.00 находилась в губе Мотка в составе 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ под командованием капитан-лейтенанта Ф.В. Константинова, отрабатывая задачи по плану боевой подготовки. Лодка числилась в организационном периоде.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.:
1-й боевой поход (11 суток):
23.06.1941 в 19.43 вышла на позицию № 3 в район Порсангер-фьорда. Обеспечивал поход командир 1-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 2 ранга М.И. Гаджиев.{11}
27.06.1941, находясь в подводном положении, обнаружила перископ подводной лодки противника, от которой уклонилась срочным погружением – ложный контакт.{12}
При возвращении с позиции обнаружила подводную лодку противника в надводном положении, от которой уклонилась срочным погружением – ложный контакт.
04.07.1941 в 17.13 прибыла в Полярный. За время похода лодка прошла 1570,4 миль в надводном положении и 134 мили – в подводном. Один раз на горизонте наблюдались мачты, около 10 раз пришлось уклоняться погружением от неприятельских самолетов.{7}
С 07.1941 была временно переведена в состав 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ в связи с тем, что 1-й дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ должен был пополниться новыми лодками XIV серии.
2-й боевой поход (10,5 суток):
17.07.1941 в 17.35 вышла из Полярного на позицию № 2 в район Лоппского моря. Обеспечивал поход командир 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ капитан 3 ранга И.А. Колышкин.{7}
20.07.1941 в 14.31 прибыла на позицию.
Из-за неудачной конструкции выхлопа дизелей образовавшийся нагар не давал клинкетам (особенно клинкету левого дизеля) плотно перекрывать магистраль. За час движения в подводном положении внутрь лодки поступало до 1 тонны воды. Периодически воду из трюма вместе с неизбежно попадавшим в нее машинным маслом приходилось откачивать за борт, где она образовывала хорошо заметные с воздуха масляные пятна. На протяжении похода 2 раза выходил из строя лаг, внутрь командирского перископа попадала вода. Силами экипажа клинкеты были подремонтированы, но над морем повис густой туман. В результате из-за нарушения скрытности и плохой погоды за 4,5 суток нахождения на позиции подойти к берегу ближе, чем на 9 миль так и не удалось.
25.07.1941 в 04.00 отозвана в базу в связи с ожидаемым рейдом британского авианосного соединения на Петсамо и Киркенес.
28.07.1941 в 07.30 прибыла в Полярный. За время похода лодка прошла 151 час в надводном положении, 103 часа – в подводном (в подводном положении осуществлялся ремонт клинкетов), было произведено 5 зарядок батарей.{7}
28.07.1941 начала навигационный ремонт.
30.07.1941 при объявлении воздушной тревоги командир лодки Ф.В. Константинов и военком лодки старший политрук Е.В. Гусаров прибыли на корабль лишь после вызова командира 1-го дивизиона подводных лодок, за что приказом по дивизиону им был объявлен выговор. Одного из офицеров лодки не удалось разыскать даже после вызова, и ему объявлялся домашний арест.
03.08.1941 завершила навигационный ремонт.
11.08.1941 подверглась внезапной проверке штаба бригады ПЛ СФ. Проверяющие отметили порядок на лодке и хорошие знания личным составом приборов и механизмов корабля, своих действий в различных условиях боевой обстановки, правильность и своевременность ведения документации.
Днем 12.08.1941 при воздушном налете во время стоянки в губе Оленья огнем 45-мм орудия (командир расчета старшина 2-й статьи А.П. Береговой) сбила четырехмоторный самолет противника типа Fw200. По зарубежным данным в эти сутки 5-й воздушный флот потерял пропавшим без вести в районе Киркенеса один самолет Bf110C из штабной эскадрильи эскадры ZG 76.{10}
3-й боевой поход (22,5 суток):
16.08.1941 в 03.00 вышла из Полярного на позицию № 5 в район Вардё.
17.08.1941 в 03.00 прибыла на позицию. Утром обнаружила одиночный транспорт (по-видимому, норвежский), шедший в западном направлении, но из-за большого курсового угла цели не смогла выйти в атаку: на момент обнаружения лодка находилась практически за кормой цели.
19.08.1941
25.08.1941
06.09.1941
07.09.1941
4-й боевой поход (25 суток):
22.09.1941
24.09.1941
26.09.1941
Утром 27.09.1941
Днем 30.09.1941
30.09.1941
Утром 01.10.1941
02.10.1941
В начале 10.1941
11.10.1941
13.10.1941
Утром 14.10.1941
16.10.1941
17.10.1941
20.10.1941 начала докование в Мурманске на судоремонтном заводе Народного комиссариата рыбной промышленности.
24.10.1941 капитан-лейтенант Ф.В. Константинов снят с должности
командира лодки. Вместо него назначен капитан-лейтенант Михаил Алексеевич Бибеев.
28.10.1941 передана в состав 3-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ.
11.11.1941 завершила докование. В ходе ремонта были заменены клинкеты и отремонтированы перископы.
12.11.1941 перешла из Мурманска в Полярный.
5-й боевой поход (23 суток):
22.11.1941
23.11.1941
Из-за неисправности гирокомпаса и ненадежной работы эхолота во
время похода лодка держалась не слишком далеко от берега (счисление постоянно
уточнялось по береговым ориентирам), но и не слишком близко, так как уточнить
счисление по характерному изменению глубин не удавалось, и могла последовать
посадка на мель. Посадка на мель чуть было не произошла при первой попытке
проникнуть на прибрежный фарватер.
Утром 28.11.1941
01.12.1941 передана в состав 2-го дивизиона подводных лодок бригады ПЛ СФ.
05.12.1941
06.12.1941
С 12.12.1941
13.12.1941
15.12.1941
21.12.1941
17.01.1942 награждена орденом Красного Знамени.
06.02.1942 вступила в строй. За время ремонта было заменено 18 квадратных метров обшивки, опрессовано 12 цистерн, прочеканено 140 метров швов, были полностью перебраны механизмы носовых и кормовых горизонтальных рулей, вертикального руля, отремонтированы все кингстоны и масса других приборов и механизмов.
6-й боевой поход (23,5 суток):
20.02.1942 в 20.00 вышла из Полярного на позицию № 4 в район мыса Нордкин.{7}
22.02.1942
в 07.54 прибыла на позицию.
23.02.1942
пыталась проникнуть в Тана-фьорд, но из-за густого тумана отказалась от
выполнения этого намерения. Подводная лодка в течение дня обследовала районы
порта Гамвик и мыса Нордкап, но никого там не обнаружила, частые снежные заряды
на продолжительное время закрывали вражеские берега; видимость временами
доходила до полукабельтова.
Утром 24.02.1942 обнаружила судно неустановленного типа, но из-за плохой видимости не смогла выйти в атаку. В 13.42, маневрируя под перископом в районе Тана-фьорда, обнаружила на дистанции 20 кабельтовых вблизи берега два тральщика. Подводная лодка не успела развернуться для атаки, как тральщики изменили курс на Мехамн-фьорд, приведя субмарину на кормовой курсовой угол. Атака не состоялась. В этот день из-за негерметичности верхней головки вышел из строя командирский перископ.
27.02.1942,
получив извещение о движении вражеского конвоя из Киркенеса на запад,
маневрировала вблизи берега в ожидании противника. В 12.25 обнаружила на
дистанции 40-45 кабельтовых два сторожевых корабля, шедших на вест. Лодка вышла
в атаку, но в 12.35 обнаружила еще два сторожевых корабля и один транспорт,
шедшие в том же направлении. Субмарина начала маневрировать для атаки
транспорта, но из-за неправильных действий командира лодки время было упущено,
корабли изменили курс на Мехамн-фьорд, и подводная лодка оказалась у них за
кормой. Атака была сорвана. По-видимому,
лодка наблюдала шедший в Тромсе германский конвой в составе норвежских
транспортов "Listo" (1998 брт) и "Kløveren" (428 брт),
германского транспорта "Margarethe Cords" (1912 брт), сторожевых
кораблей "Friese", "Alane", "Vandale",
"Polarfront". В 14.17 обнаружила
по пеленгу 120° на дистанции 30-35 кабельтовых вражеский конвой в составе
транспорта, танкера и двух сторожевых кораблей, выходивших из Мехамн-фьорда на
ост. Конвой уходил от подводной лодки, и атака из-за большого курсового угла
цели не состоялась. По данным противника лодка наблюдала конвой, шедший в
Киркенес, в составе норвежских транспортов "Taiwan" (5502 брт) и
"Nerva" (1564
брт), германского танкера "Liselotte Essberger"
(1593 брт), сторожевых кораблей "Polarsonne", "Polarmeer", "Ubier", тральщика "M 1507".{13}
28.02.1942
обследовала Мехамн-фьорд, однако судов противника там не оказалось.
02.03.1942 маневрировала под перископом в районе своей позиции на расстоянии 35-40 кабельтовых от берега в районе Тана-фьорда. В 17.54 подводная лодка средней частью коснулась каменистого грунта, после чего немедленно застопорила ход. Глубина под килем по эхолоту значилась 48 метров. Руль был положен в прямое положение, и лодка погрузилась на глубину 30 метров, не касаясь грунта. Продув среднюю цистерну, всплыла на перископную глубину, дала малый ход и вскоре вновь коснулась грунта кормовой частью. Немедленно застопорив ход, подводная лодка всплыла в надводное положение и по инерции сошла с грунта. В результате посадки на грунт было погнуто ограждение вертикального руля, Руль перестал перекладываться на левый борт; это было исправлено к 22.30.
03.03.1942 в 17.10, начав отход в район зарядки аккумуляторных батарей, в подводном положении обнаружила на дистанции 40-45 кабельтовых 2 тральщика. Подводная лодка вышла в атаку, но в 17.14 тральщики повернули в Мехамн-фьорд, приведя подводную лодку на кормовой курсовой угол. Атака не состоялась.
В последующие 5 дней противника
обнаружить не удалось, несмотря на то, что командование периодически передавало
данные о переходе вражеских конвоев.
В ночь на 08.03.1942 получила приказ занять позицию "Б" для прикрытия конвоя "PQ-12". В 11.43 начала переход на указанную позицию. Через три с половиной часа, задолго до прибытия в назначенный квадрат на горизонте появились дымы, а вскоре и множество судов, двигавшихся на восток. Лодка погрузилась для торпедной атаки. Вскоре выяснилось, что субмарина находится на кормовых курсовых углах конвоя "PQ-12", который из-за внезапного ухудшения видимости вскоре был потерян. В 15.50 расстреляла плавающую мину.
11.03.1942 в 02.10 покинула позицию для оказания помощи подводной лодке "Щ-402", оставшейся без топлива. Прибыв в указанную точку, "Д-3" не обнаружила "щуку", которая возобновила движение в базу, применив вместо соляра смесь масла и керосина.
Утром 12.03.1942 получила приказ вернуться на позицию "Б".
13.03.1942 в 06.24 получила приказ перейти на позицию № 4.
14.03.1942 в 10.38 в районе порта Гамвик обнаружила тральщик, шедший контркурсом на большом расстоянии. Выйти в атаку не смогла из-за плохой видимости. В 13.00 восточнее Гамвика был обнаружен на дистанции 25 кабельтовых конвой, состоявший из транспорта в сопровождении трех сторожевых кораблей. Лодка находилась почти прямо по курсу транспорта, шедшего курсом примерно 250°. Командир посчитал, что у него вполне достаточно времени, чтобы пересечь курс каравана, чуть-чуть подвернуть и дать залп кормовыми торпедными аппаратами. Спустя 12 минут при очередном подъеме перископа его ожидало неприятное открытие – скорость цели оказалась заметно выше ожидаемой, вследствие чего пеленг не изменился, зато дистанция сократилась примерно до 6-7 кабельтовых. Субмарина была обращена к противнику левым бортом и не успевала произвести атаку ни кормовым, ни носовым залпом. Лодка начала описывать циркуляцию, но это ничего не дало, в 13.17 транспорт был обнаружен прямо по левому траверзу на расстоянии 1,5-2 кабельтовых. Он однозначно обгонял субмарину и уходил к берегу. Перископ поднимался еще несколько раз, но обнаружить в него ничего не удавалось. Из анализа документов противника следует, что на самом деле за конвой был принят шедший из Тромсё в Киркенес отряд боевых кораблей, включавший минные заградители "Brummer" и "Cobra", сторожевой корабль "Polarkreis", тральщик "М 1506", большие охотники "Uj 1108" и "Uj 1109". В 13.35 Бибеев увидел одиночный сторожевой корабль, идущий северо-западным курсом. В 13.40 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив из кормовых торпедных аппаратов с временным интервалом две торпеды с дистанции 10 кабельтовых. Через 1 минуту услышан взрыв. По данным противника атаке подвергся германский тральщик "M 1504", отставший от конвоя, который предыдущим вечером вышел из Киркенеса и следовал в западном направлении. В состав каравана входили норвежские транспорты "Vardø" (860 брт) и "Homborsund" (253 брт), германские тральщики "M 1502" и "M 1504", сторожевой корабль "Cherusker". Сигнальщики "M 1504" наблюдали шедшую по поверхности торпеду, которая вскоре пересекла кильватерную струю корабля в 50 метрах за кормой. Барражировавшая над минными заградителями летающая лодка "Blohm und Voss Bv.138" сбросила три 50-килограммовые авиабомбы в точке, где показалась корма субмарины. Их взрывы приняли на лодке за попадание. Еще 4 глубинных бомбы сбросил "M 1504". В результате их близкого разрыва отжало кингстон уравнительной цистерны, треснуло стекло ее водомерной колонки. Очевидно, клапана вентиляции топливно-балластных цистерн на мгновение отжались, выбросив на поверхность небольшую порцию топлива. Тральщик бросился догонять свой конвой, сбросив веху в место бомбометания. К месту боя подошли охотники "Uj 1108" и "Uj 1109", отделившиеся от группы минных заградителей. 8 первых глубинных бомб "Uj 1109" сбросил в месте нахождения вехи, затем еще 15, ориентируясь по соляровому пятну. Дальнейшее бомбометание вслепую не имело смысла и оба охотника приступили к гидроакустическому поиску, который завершился безрезультатно. Спустя полчаса корабли ушли на соединение со своим отрядом, а лодка отошла в район зарядки аккумуляторных батарей. В 20.20 начала возвращение в базу.
Во время возвращения из-за
штурманской ошибки вместо острова Кильдин субмарина вышла к мысу Выев-Наволок,
где 16.03.1942 в 02.40 несколько раз ударилась
о каменистый грунт, повредив обшивку цистерн главного балласта и сломав
подводную часть лага. В 11.00 прибыла
в Полярный. За время похода лодка провела в подводном положении 187 часов, в
надводном – 380 часов, произвела 13 зарядок батарей, израсходовала 65 тонн соляра.
В течение похода лопнули масляная магистраль правого дизеля (неисправность была
замечена не сразу, в результате чего в трюм вылилось две тонны масла), крышка
компрессора левого дизеля и один из выхлопных клапанов.
26.03.1942 начала аварийно-навигационный ремонт в Мурманске.
03.04.1942 удостоена гвардейского звания.
26.04.1942 завершила аварийно-навигационный ремонт. Несмотря на наличие запасного комплекта аккумуляторной батареи в хранилище, старую батарею менять не стали (она наработала 113 циклов заряда-разряда при норме в 115-130 циклов).
7-й боевой поход (17 суток):
01.05.1942 в 21.12 вышла из Полярного на позицию № 5 в район северо-западнее Вардё. Обеспечивал поход начальник штаба бригады подводных лодок капитан 2 ранга Б.И. Скорохватов.{7}
02.05.1942 в 07.10 прибыла на позицию. В 20.44 восточнее мыса Харбакен обнаружила на дистанции 20-25 кабельтовых двигавшийся в восточном направлении конвой в составе транспорта, танкера и четырех сторожевых кораблей. Находясь на носовых курсовых углах каравана и контркурсе, Бибеев повернул влево для атаки носовыми торпедными аппаратами. В 21.02 при очередном подъеме перископа выяснилось, что вместо того, чтобы выходить на левый борт судов, лодка находится у них прямо по курсу. Атака носовыми аппаратами не получалась, но еще оставалось время развернуться к противнику кормой. В 21.15 из подводного положения лодка произвела торпедную атаку, выпустив по транспорту (6000 тонн) из кормовых торпедных аппаратов с временным интервалом две торпеды с дистанции 8 кабельтовых. Через 60 секунд был услышан сильный взрыв. Через 10 минут лодка всплыла под перископ. Сначала в него был виден сторожевой корабль, находившийся в 7-10 кабельтовых и не предпринимавший попыток к сближению. В 21.29 на расстоянии 15-20 кабельтовых обнаружился транспорт с креном на правый борт и дифферентом на нос. У правого борта судна находился сторожевой корабль, другой двигался переменными курсами. Остатки конвоя – 2000-тонный танкер и третий сторожевой корабль – двигались курсом на Вардё. Дальнейшее наблюдение не производилось из-за плохой видимости и опасения контратаки. Преследования не было. Атака противником не зафиксирована. Безуспешно атакован германский транспорт "Iris" (3232 брт) из состава конвоя, включавшего транспорт "Iris" (3232 брт), танкер "Algol" (972 брт), сторожевые корабли "V 5902", "V 5904" и "V 5906".
Утром 03.05.1942 расстреляла плавающую мину.
Утром 11.05.1942 обнаружила одиночный транспорт. По зарубежным данным транспорт входил в состав конвоя, вышедшего утром из Киркенеса (норвежский транспорт "Skjerstad" (762 брт), германский транспорт "Hartmut" (2713 брт), сторожевой корабль "NM 01", охотники "Uj 1104" и "Uj 1108"). Из-за плохой видимости и вышедшей из строя шумопеленгаторной станции лодка не смогла определить направление движения цели и выйти в атаку. В 12.50 (берлинское или московское время – неизвестно) "Uj 1108" обнаружил перископ "Д-3", сбросил 9 глубинных бомб и дал донесение командиру конвоя, который увел суда на якорную стоянку в Сюльте-фьорде. Через час для поиска и уничтожения обнаруженной субмарины в район прибыла группа охотников, отделившаяся от другого конвоя, шедшего в восточном направлении. "Uj 1101", "Uj 1109", "Uj 1110" и "V 6108" сбросили по неопределенному гидроакустическому контакту 17 глубинных бомб. Из-за неработающей шумопеленгаторной станции "Д-3" не слышала шумов винтов вражеских кораблей, и на лодке посчитали, что в обоих случаях все 26 бомб были сброшены патрульными гидросамолетами. Вечером лодка обнаружила конвой, но из-за большой дистанции не смогла выйти в атаку. Охотники же продолжали поиск до 0 часов, после чего покинули район.
13.05.1942 обнаружила плавающую мину.
В ночь на 16.05.1942 в подводном положении была
атакована самолетами противника, сбросившими 23 бомбы. В 11.27 в районе мыса
Маккаур обнаружила по пеленгу 128° на дистанции 40-50 кабельтовых двигавшийся в
западном направлении конвой в составе танкера (2500 тонн), транспорта (9000
тонн) и шести сторожевых кораблей. Командир стал выводить лодку для атаки
носовыми торпедными аппаратами. В 11.50 при очередном подъеме перископа был
обнаружен сторожевой корабль, который находился в 3-5 кабельтовых и шел прямо
на лодку. Бибеев погрузился на глубину 20
метров, лег на параллельный конвою курс и развил полный ход. Бомбардировки не
последовало, и когда в 12.17 был вновь поднят перископ, выяснилось, что караван
уже прошел над лодкой и отдалился от нее примерно на милю. В 12.23 из
подводного положения лодка произвела торпедную атаку по транспорту, выпустив с временным
интервалом из носовых торпедных аппаратов с дистанции 12 кабельтовых три
торпеды при угле встречи 105-110°. Через 75 и 90 секунд услышаны 2 сильных
взрыва. В 12.30 командир лодки наблюдал в перископ лишь танкер, сторожевые
корабли и мачты транспорта. Преследования не было. Атака противником не
зафиксирована. Безуспешно атакован конвой в составе норвежского теплохода
"Knute Nelson"
(5749 брт), норвежского парохода "Kaupanger" (1584 брт), германского каботажного парохода
"Frigga" (557
брт), германского танкера "Algol"
(972 брт), голландского танкера "Oleum" (476 брт). В эскорте находились германские сторожевые
корабли "V 6114", "V 6103", "V 6107" и "V
5906".
17.05.1942 в 14.08 восточнее мыса Маккаур обнаружила на дистанции 50-60 кабельтовых двигавшийся в восточном направлении конвой в составе двух транспортов (5000 и 12000 тонн) и шести сторожевых кораблей. В 14.29 лодка легла на боевой курс, выводивший ее на левый борт 12000-тонного парохода, и в 14.45 из подводного положения произвела торпедную атаку, выпустив с временным интервалом из носовых торпедных аппаратов три торпеды с дистанции 8 кабельтовых. Через минуту услышаны 2 взрыва. Безуспешно атакован конвой, совершавший переход из Тромсё в Киркенес. В его состав входили норвежский теплоход "Hallingdal" (3180 брт), немецкий пароход "Tijuca" (5918 брт) в охранении сторожевых кораблей "V 5905", "V 5901", "V 5902" и "NM 01". Кроме того, переход обеспечивала группа охотников в составе "Uj 1102", "Uj 1105", "Uj 1106" и "V 6108". В 13.46 по берлинскому времени, сигнальщики "Uj 1106", находившегося на левой раковине ордера конвоя, обнаружили в 400 метрах по курсу торпедный след. В воздух взлетела белая ракета, и именно это спасло сторожевой корабль "V 5901". Вследствие резкой перекладки руля ему удалось разойтись с двумя торпедами, которые прошли на расстоянии 3 и 10 метров за его кормой. Затем все три торпеды прошли между форштевнем "V 5902" и ахтерштевнем "Tijuca". Группа охотников немедленно развернулась фронтом в направлении предполагаемой позиции лодки и вместе с присоединившимся "Uj 1111" приступила к поиску субмарины. Гидроакустический поиск продолжался 2,5 часа, но ничего не дал. В 14.48 и 15.00 лодка дважды подвсплывала под перископ и обнаруживала сторожевые корабли, после чего покинула опасный район. В 23.30 начала возвращение в базу. Противолодочная группа продолжала искать лодку еще сутки.
18.05.1942 в 16.24 обнаружила перископ, от которого уклонилась в надводном положении. В 19.05 прибыла в Полярный. За время похода лодка провела в подводном положении 170 часов (время наиболее длительного погружения – 23 часа 8 минут), в надводном – 238 часов, произвела 11 зарядок батарей, израсходовала 45 тонн соляра. Почти сразу же после выхода в море вышла из строя шумопеленгаторная станция.
С 20.05.1942 по 02.06.1942 прошла навигационный ремонт, выполнявшийся силами экипажа.
8-й боевой поход (0,5 суток):
10.06.1942 в 14.00 вышла из Полярного на позицию № 4 в район Тана-фьорда. В дальнейшем на связь не выходила, в базу не вернулась.
30.06.1942 не ответила на приказ о возвращении в базу.
09.07.1942
истек срок автономности. На
лодке погибло 53 члена экипажа.
В качестве возможных причин гибели лодки можно представить:
1. Подрыв 10.06.1942
на мине заграждения "Bantos-A" у северного побережья
полуострова Рыбачий.
2. Подрыв 12-30.06.1942 на мине заграждений "Sperre-III" в районе Берлевога.
3. Подрыв на
плавающей мине.
4. Ошибка
личного состава или отказ техники.
Примечания:
{1} В [1, с.42] дата присвоения 3-м первым подводным лодкам I серии литерно-цифровых обозначений – 21.08.1934, в то время как для всех остальных подводных лодок указывается дата 15.09.1934. Форум [4] содержит правдоподобное объяснение расхождениям: 21.08.1934 Начальник УВМС РККА подписал приказ, согласно которому всем подводным лодкам литерно-цифровые обозначения присваивались с 15.09.1934.
{2} В [1, с.42] и [2, с.240] дата
спуска лодки на воду – 12.07.1929
{3} В [1, с.42] дата подписания приемного акта лодки – 01.10.1931; в [2, с.240] изложены две версии: 01.10.1931 и 20.11.1931.
{4} В [3, с.291] дата назначения Ф.В. Константинова на должность командира "Д-3" – 30.04.1941. В [8] Морозов указывает, что капитан 3 ранга В.Н. Котельников передал командование подводной лодкой "Д-3" своему бывшему помощнику капитан-лейтенанту Ф.В. Константинову 06.05.1941.
{5} В [3, с.291]
дата замены Ф.В. Константинова на М.А. Бибеева
в должности командира "Д-3" – 24.10.1941
{6} В связи с тем, что 1-й
дивизион подводных лодок бригады ПЛ СФ
должен был пополниться новыми лодками XIV серии,
"Д-3" с 07.1941 была временно
переведена в состав 3-го дивизиона
подводных лодок бригады ПЛ СФ (с 28.10.1941 – постоянно).
{7} Статистика в Великой Отечественной войне по [5, с.9-10]:
8 боевых походов (133 суток).
12 торпедных атак (30 торпед).
Статистика в Великой Отечественной войне по [7, с.92]:
срок боевой службы – 12,3 месяца (22.06.1941 – 30.06.1942);
8 боевых походов (138 суток);
коэффициент боевой напряженности = 0,38.
12 торпедных атак (32 торпеды).
Согласно [1, с.42] лодка совершила 7 боевых походов.
Хронологии походов, приведенные в [5, с.9-10]
и [7, с.92],
несколько отличаются. Ниже приведена таблица сравнения:
Номер похода по М.Морозову [5] |
Дата начала похода |
Дата окончания похода |
||
По М.Морозову [5] |
По А.Платонову [7] |
По М.Морозову [5] |
По А.Платонову [7] |
|
1-й боевой |
||||
2-й боевой |
||||
3-й боевой |
||||
4-й боевой |
||||
5-й боевой |
||||
6-й боевой |
||||
7-й боевой |
||||
8-й боевой |
{9} В [1, с.42] лодке приписывается потопление 9 (в том числе 06.12.1941 – транспорт "Абрахам Линкольн") и повреждение 2 транспортов и боевых кораблей противника.
На самом деле норвежский теплоход
"Abraham Lincoln"
(5740 брт) в течение всей войны находился в британском фрахте и 06.12.1941 находился в Нью-Йорке. В
торговых флотах других стран судно с подобным названием отсутствовало. [5, с.85] [6, с.20]
В [2, с.61-62] считается, что "Д-3" потопила 8 транспортных судов противника общим тоннажем 28140 брт и повредила один (3200 брт).
{10} 12.08.1941 во время воздушной тревоги в
отсутствие командного состава (внутри "Д-3" находился лишь командир
БЧ-5 капитан-лейтенант Челюбеев Б.А.) расчет 45-мм орудия, возглавляемый
старшиной 2-й статьи А.П. Береговым, самостоятельно открыл зенитный огонь и, по
многочисленным свидетельствам, сбил четырехмоторный самолет противника. Однако
информация о сбитом лодкой в этот день самолете противника не нашла отражения
ни в журнале боевых действий бригады ПЛ СФ,
ни в оперативных сводках штаба Северного флота.
По данным противника 12.08.1941 5-й воздушный флот
не досчитался одного Bf110С из штабной эскадрильи эскадры ZG 76, который пропал
без вести со всем экипажем "в районе Киркенеса" (такая формулировка
может означать и то, что самолет вылетел на боевое задание из Киркенеса). Ни
летчики, ни зенитчики в этот день никаких других донесений о сбитых самолетах
противника не делали.[8]
{11} В [5, с.9] "Д-3" вышла в 1-й боевой поход 23.06.1941 в 19.43; в [7, с.92] – 24.06.1941; в [10] – 22.06.1941.
{12}
В [5, с.9]
указано, что 27.06.1941
"Д-3", находясь в подводном положении, обнаружила перископ подводной
лодки противника , от
которой уклонилась срочным погружением; согласно [9] 25.06.1941 "Д-3", находившаяся на
позиции в районе мыс Нордкап – мыс Нордкин, на дистанции 15 кабельтовых
обнаружила перископ подводной лодки и уклонилась маневрированием и срочным
погружением.
{13}
Согласно [9]
"Д-3" в первый раз наблюдала 27.02.1942
конвой, идущий на запад, а во второй раз – конвой, идущий на восток; в [5, с.10] и [8]
считается, что "Д-3" 27.02.1942
оба раза наблюдала один и тот же конвой, двигавшийся на восток. Однако в [4] М.Э.
Морозов склоняется к версии, что в первый раз наблюдался западный конвой,
шедший в Тромсе.
Использованные источники:
[1] Бережной С.С. – Корабли и суда ВМФ СССР. 1928 – 1945: Справочник. – М.: Воениздат, 1988. – 710 с.: ил.
[2] Дмитриев В.И. – Советское подводное кораблестроение. – М.: Воениздат, 1990. – 286 с.: 8 л. ил.
[3] Ковалев Э.А. – Короли подплава в море червонных валетов. Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918 – 1941 гг. – М.: ЗАО Центрполиграф, 2006. – 428 с.
[4] Форум "От Саламина до Мидуэя. История войны на море".
[5] Морозов М.Э. – Подводные лодки ВМФ СССР в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. Летопись боевых походов. Часть 3. Северный флот. – М.: изд. "Стратегия КМ", 2005. – 96 с.: ил.
[6] Jurgen Rohwer – Allied Submarine Attacks of World War Two (European
Theatre of Operations 1939-1945). Naval Institute Press,
[8] Морозов М.Э. – Парадоксы "Красногвардейца". – Флотомастер 05-06.2003, 01.2004.
[9] Версия Гатчинского архива ежедневных боевых действий на Северном театре.
[10] Великая Отечественная день за днем. – Морской сборник №№6-12, 1991 и №№1-7, 1992.
[11]
Реданский В.Г. – Во льдах и подо льдами. (Тайные операции подводных флотов.) –
М.: Вече, 2004. – 480 с.
Дополнительные страницы сайта по истории
"Д-3":
1. Торпедная атака "Д-3" 19.08.1941.
2. Торпедная атака "Д-3" 26.09.1941.
3. Торпедная атака "Д-3" 27.09.1941.
4. Торпедная атака "Д-3" 30.09.1941.
5. Торпедная атака "Д-3" 11.10.1941.
6. Торпедная атака "Д-3" 28.11.1941.
7. Торпедная атака "Д-3" 05.12.1941.
8. Торпедная атака "Д-3" 06.12.1941.
9. Торпедная атака "Д-3" 14.03.1942.
10. Торпедная атака "Д-3" 02.05.1942.
11. Торпедная атака "Д-3" 16.05.1942.
12. Торпедная атака "Д-3" 17.05.1942.
Дата последнего изменения: 15.03.2009.